ТАК ЛИ ПЛОХИ РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ?

 

МИФ. Уровень высшего образования в России крайне низок, мы утратили все достижения советского образования и не встроились в современную систему. Выпускники отечественных ВУЗов не котируются в мире, их дипломы не стоят бумаги, на которых они напечатаны. Коррумпированная неэффективная система российского образования не в состоянии подготовить современных специалистов, способных конкурировать с выпускниками Гарварда, Оксфорда и Сорбонны.

 

Проблемы в российской системе высшего образования действительно есть. Но так ли они велики, как об этом нам говорят? Нас долгие годы уверяют, что Россия безнадежно отстала от Запада, что наша высшая школа умерла, но при этом те же самые люди постоянно говорят об оттоке человеческого капитала за рубеж, об утечке мозгов, о том, что в Силиконовй долине в Калифорнии трудятся многочисленные ученные из России, которых охотно принимает на службу западный работодатель. Чему же верить? Об этом пропагандисты не беспокоятся. Когда нужно опорочить российское образование, они говорят что плохо образование, когда же нужно опорочить условия жизни в России, они уверяют, что высококлассные российские специалисты вынуждены уезжать заграницу, туда где их знания будут востребованы, а права гарантированы.

По всем мировым рейтингам сравнивающим уровень высшего образования в разных странах (а таких рейтингов очень много) ситуация с нашими ВУЗами крайне плачевная. Например, совсем недавно вышел очередной мировой рейтинг вузов, где МГУ стоит на 59-м месте, а МФТИ – на 250-м.

Таким образом, нам ненавязчиво подсказывают, что наше высшее образование – одно из самых худших в мире, и оно совершенно не конкурентоспособно. А, следовательно, и в этом Россия «отстает», ну а мы с вами – нация недоумков, лентяев и неучей.

Заодно, нам как бы подсказывают, где нужно учиться, чтобы наши богатые люди, бизнесмены обязательно отправляли своих чад куда-нибудь в Англию, Америку. Ну, в общем, туда, где стоят вузы, находящиеся на первых местах мировых рейтингов. Когда дети элиты получают образование за рубежом, это фактически означает, что они становятся заложниками в руках Запада, подобно тому как средневековые феодалы забирали на воспитание в свои замки детей потенциальных врагов и бунтовщиков, как гарантию их лояльности. Получая образование в чужих странах, формируясь в чужой среде, юноши и девушки становятся естественными агентами влияния этих стран и становятся иностранцами в России.

Но и это не еще не все. Со времени Перестройки, развала Советского Союза и девяностых годов пропаганда прошлась катком по нашему обществу. Были дискредитированы практически все общественные и государственные институты, нам объяснили, что мы живем в тотальном убожестве, во всеми уступаем Западу и ничего в нашей стране хорошего нет. Одно из немногочисленных явлений, которым русские продолжали гордиться, было советское высшее образование. Непорядок, подумали зарубежные кукловоды и начали масштабную кампанию по дискредитации и этого института.

И они уже добились существенных результатов. Вот что ответил нашему корреспонденту прохожий мужчина средних лет, когда ему был задан вопрос, что он думает про рейтинги мировых вузов и, вообще, про наше высшее образование.

- Что наше высшее образование? Системность утрачена, культивируется какое-то клиповое мышление, клиповое сознание. Мог бы, детей бы в Оксфорд бы отправил. А так, на Сорбонну, может, наскребем.

И этот мужчина не одинок, очень многие хотели бы иметь возможность отправлять своих детей учиться за границу, были бы только средства.

 

Как составляются международные рейтинги ВУЗов

Но как составляются международные рейтинги, в которых сравниваются образование и ВУЗы разных стран? Такие рейтинги бывают самые разнообразные, и методологии у них тоже разнятся. Однако есть ряд общих критериев, которые учитывают практически все составители рейтингов. Это научная деятельность ВУЗа, количество научных публикаций сотрудников заведения, практика трудоустройства его выпускников и различные награды и премии, которые получил ВУЗ. Все эти критерии оказываются построены таким образом, чтобы наши ВУЗы туда не попадали.

Разберем каждый из этих критериев подробнее.

1. Научная деятельность. Один из главных критериев для составления рейтинга мировых ВУЗов – это научная деятельность.

Конечно, здесь сразу же наши высшие учебные заведения серьезно проигрывают. Дело в том, что еще в Советском Союзе тогда была создана такая система, когда научная деятельность и образование были отделены друг от друга. В отличие от западной системы, где каждый ВУЗ является самостоятельным научным центром, в нашей стране функция научной  работы была возложена на Академию наук. Академия есть и сейчас, и основная научная деятельность в России сосредоточена именно там. В ВУЗах она ведется, что называется, по остаточному принципу, здесь больше обучают, нежели занимаются научными разработками.

Академии же в Англии или в Америке – это просто общественные организации. У них вся наука, все патенты и так далее находятся именно в ВУЗах. Кроме того, в западных ВУЗах существует специальная статья финансирования научных исследований и порой эти суммы достигают астрономических величин. В наших ВУЗах таких средств просто не предусмотрено, все уходит в Академию наук. Поэтому, понятно, что по своей научной деятельности американские, и английские ВУЗы всегда будут на первых местах. Но это ничего не говорит: ни о качестве науки в России, ни тем более о качестве высшего образования. Составители рейтингов, конечно же, не могут не знать о различии наших систем, но предпочитают оставлять все это за скобками.

2. Количество научных публикаций сотрудников и учащихся - это второй важнейший критерий, по которому оцениваются и сравниваются ВУЗы.

Отбросим тот факт, что и этот критерий напрямую связан с предыдущим, поскольку научные публикации являются отражением научной деятельности и в силу этого западные ВУЗы стремятся положить в свою копилку как можно больше публикаций от специалистов напрямую или косвенно связанных с заведением. Им не просто нужно попасть на высшие строчки рейтингов, они обязаны осваивать выделенные на научную деятельность средства и публикации в научных журналах (один показателей качества их работы). Научные журналы, особенно на Западе, это не просто периодические издания, пишущие про науку, это серьезные экспертные структуры, которые дают свои оценки научным работам и на мнение которых ориентируются в частности лица и органы, контролирующие работу ВУЗов.

И как вы думаете, где должны быть размещены эти научные публикации? Может быть, в наших российских журналах? - Конечно, нет. Это обязательно должны быть публикации на английском языке, в английских журналах, которые они сами считают авторитетными и авторитетными именно для себя.

Соавтор этой книги, Олег Матвейчев знает обо всем этом не понаслышке, поскольку сам является профессором одного из ведущих российских ВУЗов, Высшей школы экономики. Он имеет как собственный опыт взаимодействия с западными научными журналами, так и хорошо знает аналогичный опыт своих коллег. Для российского ученого шансы разместить публикацию в западных журналах практически ничтожны. Тебе отказывают под любым надуманным предлогом. Конечно, периодически публикации наших ученых там появляются. Но это что называется, только для видимости объективности. Подобно тому, как на зимнюю Олимпиаду в Сеуле в 2018 году после того, как на предыдущей олимпиаде российская сборная показала ошеломительные результаты, были допущены лишь единицы наших спортсменов, что не позволило им забрать существенное количество медалей, так же ученых из России допускают в западное научное сообщество только в таком количестве, чтобы они не могли составлять никакой конкуренции своим западным коллегам. 

Поэтому в западных научных изданиях существует четкая политика и четкие квоты. В основном публикуют своих – но раз в год выберут статью какого-нибудь россиянина, или болгарина, или поляка, чтобы все видели, что они и на других обращают внимание. А в основном, идут отказы.

У ведущих мировых научных журналов язык, естественно, английский. И качество английского языка, кстати говоря, один из критериев, по которому публикация принимается или отвергается. Заказать качественный перевод какого-нибудь публицистического текста проблем, конечно, не составит, но кому можно доверить перевод сложного научного труда, который не каждый ученый может понять? Поэтому ученые стараются переводиться свои работы сами, чтобы переводчик случайно не допустил ошибок.

И достаточно нашему ученому, который специально английским языком не занимается, а занимается той самой научной деятельностью по своему профилю, сделать ошибки в английском языке (может быть, совершенно безобидные) – публикация на этом основании будет просто отвергнута.

Следует ли говорить о том, что для многих наших ведущих ученых, которые занимаются исследованиями, связанными с обороной, данные которых секретны, публикация на Западе – это вообще вопрос закрытый. Они и у нас практически не публикуются. Но это не значит, что сами ученые плохи, или они недостаточно качественно преподают своим студентам.

Но раз мало публикаций идет из России, так это только лучше для Запада, ведь это еще к тому же и доказывает в очередной раз, что с наукой в нашей стране дела якобы обстоят печально.

Трудоустройство выпускников.

Еще один критерий, по которому высчитываются рейтинги ВУЗов, это трудоустройство бывших студентов. Конечно, никакой системной аналитики здесь никто не применяет, было бы очень сложно выяснять судьбу и карьерный успех всех выпускников всех мировых ВУЗов, которые участвуют в рейтинговании.

Здесь же просто подсчитывается сколько выпускников получили работу в ведущих мировых корпорациях. Не важно получил ты эту работу благодаря своим связям, сколько ты продержался в этой компании и какие функции ты выполняешь, хоть даже просто перекладываешь бумажки в ожидании конца рабочего дня. Главное, что ты работаешь в условной «Кока-Коле», этого достаточно. Таким образом, если выпускник Оксфордского университета пойдет работать в «Кока-Колу» обычным менеджером, а выпускник МГУ поступит на работу главного технолога производства в какую-нибудь российскую кампанию, которая тоже производит газированные напитки, засчитан в актив ВУЗа будет только первый из них.

Допустим, выпускник отечественного ВУЗа хочет работать у себя на Родине. В принципе, обычное желание, далеко не все талантливые специалисты мечтают об эмиграции. И работает он, в российской кампании которая вполне сопоставима с мировыми транскорпорациями. Например, в «Ростехе», или в «Газпроме», или в «Роснефти», или в каких-то других наших крупных корпорациях – «Росатоме», «АЛРОСА», в нашей стране таких достаточно. Все это кампании, где существуют огромные конкурсы на должности. Устроиться туда мечтают многие выпускники, именно там выплачивают высокие зарплаты и премии, а требования к сотрудникам, в том числе и к их образованию, высоки. Вся работа подобных корпораций выстроена в соответствии с самыми высокими мировыми стандартами.

Вы думаете, это будет учтено мировыми рейтингами вузов? Как бы не так! Для того чтобы соответствовать критерию трудоустройства, это должна быть только западная компания: устройся ты туда хоть младшим курьером, хоть оператором колл-центра.

В рамках критерия учитывается и другое трудоустройство, когда, например, выпускник занимает высокие политические должности, становится министром, депутатом или даже президентом.

Как вы думаете, наш петербургский юридический университет, который закончили два президента, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, каким-то образом поднялся в мировых рейтингах ВУЗ-ов из-за этого факта?

Конечно же, никто этого не учел, и учитывать не собирается. То, что наши выпускники идут в российские министерства, становятся крупными чиновниками, избираются на выборные политические должности – все это никак не учитывается. Чтобы тебя записали в успешные выпускники, нужно идти работать в американское, английское, французское или какое-нибудь другое министерство.

3. Награды и премии.

Последний общий критерий это количество различных наград и премий, которые были присуждены сотрудникам, учащимся и иным лицам аффилированным с ВУЗом и могут быть записаны на его счет.

Вот, например, самая знаменитая Нобелевская премия. Среди лауреатов литературной премии от нашей страны, эмигрант и яростный ненавистник советской власти Иван Бунин, попавший в опалу за публикацию своего романа на Западе во время острого послевоенного противостояния Борис Пастернак, эмигрант и антисоветчик Иосиф Бродский, эмигрант и диссидент Александр Солженицын, призывавший власти США ударить по Советскому Союзу ядерным оружием. Литературный талант, как и человеческие качества у всех этих писателей безусловно разные, но критерий, по которому им присуждалась премия, очевиден – жесткая конфронтация с российским государством. И вишенка на торте, советская, а впоследствии белорусская писательница Светлана Алексиевич, которая построила свою литературную карьеру на постоянном поливании грязью нашей страны, совсем недавно тоже получила эту премию по литературе. Вдумайтесь, писательница-публицист отнюдь не первого и даже не второго ряда, тиражи книг которой были просто смехотворны, совершенно не известная на Западе и уже давно забытая у нас, получает главную мировую премию по литературе, отодвинув не только всех российских, но и всех мировых писателей, авторов бестселлеров, живых классиков, вообще всех. И только за то, что она в своих книгах описывает как она сильно и яростно ненавидит нашу страну. 

Нобелевская премия абсолютно ангажированная – и дают ее только тем, кого выбирают, прежде всего, руководствуясь, политическими соображениями. В науке там ровно то же самое, что и в литературе, только практикуется более прагматичный подход, ее просто присуждают своим ученым, в основном американцам и англичанам. Изредка среди лауреатов присутствуют и русские, иногда ученые из других «незападных» стран, но опять-таки это только для придания видимости объективности. Сами себя хвалим – и сами потом оказываемся на высоких местах в тех самых рейтингах вузов.

В итоге всего этого можно сказать, что западные рейтинги построены исключительно под западную модель образования и западную модель научной деятельности.

У нас исторически она развивалась совершенно по-другому. Все мы знаем детскую загадку: кто сильнее – кит или слон? Ответ прост: где будет происходить бой? Если в воде, сильней окажется кит, если на суше – сильней окажется слон. Так вот, западные рейтинги – это бой на их территории и по их правилам, где они по определению сильны. Поэтому, и сравнивать качество образования по этим рейтингам ни в коем случае нельзя. И  ориентироваться на них тоже бессмысленно.

Неужели мы, правда, думаем, что наше высшее образование выпускает бездарей, которые ничего не могут? Как же нам, таким сирым и убогим, удается делать лучшую в мире военную технику? Между прочим, самым сложным техническим сооружением в мире является отнюдь не iPhone, как многим кажется, а атомная подводная лодка, которая изобретена нашими учеными и которую до сих пор никто толком не может воспроизвести. Ведь это одновременно и космодром, и атомный реактор, и крейсер, который, к тому же, находится еще и под водой. И делать атомные подводные лодки могут только Америка, Англия и Россия. Больше в мире их не делает никто.

Это говорит о том, что наша наука, наша техника все-таки является одной из самых передовых в мире, несмотря на то, что мы всегда находимся в аутсайдерах всех «мировых», а правильнее будет говорить западных рейтингах ВУЗов.

Интересно, почему же тогда американцы постоянно пытаются перекачивать к себе наши мозги? Почему треть так называемой Силиконовой долины занята русскими и индийскими программистами? Почему огромное количество людей в корпорациях типа «Боинг» - выходцы из наших ВУЗов.

Если мы выпускаем неучей, зачем же американские хедхантеры так рыщут и так заманивают наших студентов? Может быть, в том числе и потому, что, создав атмосферу неверия и безысходности, их будет проще переманить к себе?

Все дело в том, что они сами не ориентируются на свои рейтинги, а реально оценивают качество специалистов, которые выпускают наши вузы.

Подобно тому, как крупные пивные заводы учреждают собственные пивные конкурсы и всегда побеждают на этих конкурсах, так и западные страны учреждают рейтинги образования и всегда лидируют в этих рейтингах. Но верить этому и всерьез к этому относится, может только очень недалекий человек.

 

Вы можете посмотреть и поделиться с друзьями видеороликом посвященным разоблачению данных мифов на ютуб-канале “Уши машут ослом” по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=qaFbOePbawo&t=1s